?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С первых выступлений на сцене ее сопровождали слухи, повышенный интерес бульварных газет и многочисленных поклонников. Интерес к этой своеобразной и яркой женщине не ослабевает и в наши дни. Кем же была Матильда Кшесинская - эфирным созданием, всецело преданным искусству, или жадной охотницей за властью и богатством?

Первая ученица
Свои воспоминания, написанные в конце жизни, Кшесинская начала с легенды.
Когда-то юный отпрыск графского рода Красинских бежал из Польши в Париж от
родственников, охотившихся за его громадным состоянием. Спасаясь от наемных
убийц, он сменил фамилию на "Кшесинский". Его сын Ян, прозванный
"златогласным словиком", то есть соловьем, пел в варшавской опере, прославился
и как драматический актер. Умер в 106 лет, передав потомкам не только
долголетие, но и тягу к искусству. Сын Феликс стал танцовщиком, блистал на сцене
Мариинского театра, уже немолодым женился на балерине Юлии Доминской,
матери пятерых детей. В новом браке родилось еще четверо, все они, кроме рано
умершего первенца, сделали успешную карьеру в балете.
В том числе младшая Матильда, которую в семье звали Малечкой.
Миниатюрная (153 см), изящная, большеглазая, она покоряла всех веселым и
открытым нравом. С первых лет жизни обожала танцевать, охотно посещала
репетиции вместе с отцом. Тот смастерил дочке деревянную модель театра, где
Малечка с сестрой Юлией разыгрывали целые представления. А вскоре игры
сменились тяжелым трудом - девочек отдали в театральное училище, где приходилось заниматься по восемь часов в день. Впрочем, балетную науку
Матильда постигала легко и сразу вышла в первые ученицы. Уже через год после
поступления она получила роль в балете Минкуса "Дон Кихот". Скоро ее начали
узнавать на сцене, появились первые поклонники...
От праведных трудов Малечка отдыхала в родительском имении Красницы под
Петербургом. Ей навсегда запомнились походы за ягодами, катание на лодке,
многолюдные приемы - отец обожал гостей и сам готовил для них экзотические
польские кушанья. На одном из семейных приемов юная кокетка расстроила чью-
то свадьбу, влюбив в себя жениха. И рано поняла, что нравится мужчинам- не
красотой (нос слишком длинный, ноги короткие), а яркостью, энергией, блеском
глаз и звонким смехом. И, конечно, талантом.

Брошь на память
Свой роман с неженатым наследником Матильда описывает в воспоминаниях
очень скупо. В начале 1894 года Николай объявил, что женится на Алисе, в апреле
состоялась их помолвка, в ноябре, уже после его всхождения на престол - свадьба.
Но нет ни строчки об уязвленном женском самолюбии в воспоминаниях
Кшесинской, рассчитанных на массового читателя:
"Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко... Он был
добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его
исключительные глаза и улыбка покоряли сердца" - о Николае II. А это об
Александре Федоровне: "В ней Наследник нашел себе жену, целиком
воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину умную,
сердечную, больших душевных качеств и долга".
Они расстались, как сказали бы сейчас, цивилизованно. Именно поэтому Николай
II продолжал покровительствовать Кшесинской, более того, вместе с женой они
выбрали подарок для Матильды к 10-летию ее балетной карьеры - брошь в виде
сапфировой змеи. Змея символизирует мудрость, сапфир - память, и балерине
хватало мудрости не делать свою карьеру на очень личных воспоминаниях о
прошлом.
Увы, постарались за нее и современники, распускавшие по стране сплетни, где
переплетались были и небылицы, и, потомки, обнародовавшие через сто с
лишним лет дневники Кшесинской, не предназначенные для посторонних глаз.
Об этом взвешенно высказался в интервью "Российской газете" епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) после выхода ролика-трейлера к фильму
"Матильда", который снимает известный режиссер Алексей Учитель (см. ниже).
К сожалению, как это часто бывает, за скандальными дискуссиями никого и
никогда не интересовала личность неординарной женщины и великолепной
балерины, которую сделали знаменитой все-таки не громкие романы (в том числе
с великими князьями Сергеем Михайловичем, от которого родила сына, и
Андреем Владимировичем), а талант и упорный труд.
Бегство с чемоданчиком
В 1896 году она получила вожделенное звание прима-балерины, танцевала
ведущие партии в "Щелкунчике" и "Лебедином озере". К выразительности
русской школы Матильда добавила виртуозную технику итальянской. При этом
она старалась вытеснить конкурентов-иностранцев с питерской сцены и
продвигала местные юные таланты, в том числе гениальную Анну Павлову.
Кшесинская блистала в Париже, Милане, родной Варшаве, где "Газета Польска"
писала: "Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается
легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда
грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией движений".
Уйдя из труппы Маринки, она стала гастролировать самостоятельно, беря за
выступление 750 рублей - громадные по тем временам деньги. (Плотники и
столяры зарабатывали в июле 1914 года от 1 рубля 60 копеек до 2 рублей в день,
чернорабочие - 1 рубль - 1 рубль 50 копеек. - Авт.). Гвоздем ее выступлений была
главная партия в балете "Эсмеральда" по роману Виктора Гюго, последний раз
исполненная вскоре после начала Первой мировой войны. В тот день ей особенно
горячо аплодировали, а под конец поднесли огромную корзину цветов. Ходили
слухи, что цветы прислал сам царь, который присутствовал на представлении.
Ни он, ни она не знали, что видятся последний раз.
В годы войны Матильда помогала раненым: на свои деньги оборудовала два
госпиталя, вывозила солдат в театр, а иногда, скинув туфли, танцевала для них
прямо в палате. Для друзей, уходивших на фронт или приехавших в отпуск,
устраивала приемы - придворные связи помогали добывать продукты и даже
запрещенное "сухим законом" шампанское. Последний прием состоялся накануне
Февральской революции, после которой "царская содержанка" бежала из дома в чем была, прихватив сына, чемоданчик с украшениями и любимого фокстерьера
Джиби.
Она поселилась у своей верной горничной Людмилы Румянцевой, а оставшийся в
особняке дворецкий-швейцарец приносил ей спасенные вещи вместе с грустными
новостями. Ее особняк разграбили солдаты, а потом там разместился штаб
большевиков. Кшесинская подала на них в суд, но законы в России больше не
действовали.
Она бежала в Кисловодск, где прожила три с половиной года:
голодала, прятала драгоценности в ножке кровати, спасалась от чекистов. На
Курском вокзале ее провожал Сергей Михайлович.
Уже в Париже ее навестил следователь Соколов, рассказавший о гибели великого
князя, которого вместе с другими Романовыми сбросили в шахту под
Алапаевском...
Слезы примы
В 1921 году, после смерти родителей великого князя Андрея Владимировича, он
женился на Матильде, получившей "наследственную" фамилию Романовская-
Красинская. Муж занялся политикой, поддерживая притязания своего брата
Кирилла на канувший в Лету российский престол. Сын не желал работать -
пользуясь своей красотой, "Вово де Рюсс" жил на содержании пожилых дам. Когда
кончились накопления, кормить семью пришлось Матильде. В 1929 году она
открыла в Париже балетную студию. И вновь обрела славу: лучшие балерины
мира приезжали в ее школу, ее приглашали на заседания Всемирной федерации
балета, журналисты выпытывали, как ей удается сохранять форму. Она честно
отвечала: два часа прогулок и физических упражнений каждый день.
В 1936 году 64летняя прима станцевала легендарную "Русскую пляску" на сцене
Ковент-гарден, заслужив бурю аплодисментов. А в 1940м бежала от войны на юг
Франции, где ее сына арестовало гестапо, заподозрив (по-видимому, не зря) в
участии в Сопротивлении. Кшесинская подняла все связи, побывала даже у самого
начальника тайной государственной полиции (гестапо) группенфюрера СС
Генриха Мюллера, и Владимир был освобожден. С окончанием войны вернулась
прежняя жизнь, перемежаемая печальными событиями - уходили друзья, в 1956м
умер муж. В 1958 году в Париж приехал на гастроли Большой театр, и Матильда
расплакалась прямо в зале: ее любимое искусство не погибло, императорский
балет жив.

Она скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив нескольких месяцев до столетия.
Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с мужем, а через
несколько лет в ту же могилу лег сын, так и не продолживший род Кшесинских-

Profile

Скворцов, Русь, Православие
t_34_111
t_34_111

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel