t_34_111

Categories:

Небесный свидетель единства Русской земли

26 мая (н.с.) и 20 сентября (н.с.) – память святого Макария Каневского, игумена Пинского и Овручского

В 1605 году в Овруче, в знатном роду Токаревских родился мальчик, которому суждено было прославить свою малую родину под именем преподобномученика Макария.

Памятник прпмч. Макарию в Овруче
Памятник прпмч. Макарию в Овруче

Сегодня Овруч это «украинское» местечко на т.н. «Житомирщине» у границы с Белоруссией. Но в то время, когда никто не знал ещё никаких Украины и Белоруссии, городок располагался в срединной части этой единой историко-культурной и физико-географической области, которая называлась Полесье. Простирается русское Полесье от Холмской земли (ныне Польша) до левобережья великорусской Оки (Брянская область, частично Калужская и Орловская).

В 1614–1620 гг. будущий святой обучался при овручском Успенском монастыре. Похоронив родителей, он стал иноком этой обители. В 1625 году епископ Пинска (сегодня это Брестская область Белоруссии) направляет монаха Макария в местный Купятичский монастырь. Здесь тот полной мере раскрывается как подвижник и возводится в священство.

В 1637 году купятичский игумен послал иеромонаха Макария к Киевскому митрополиту Петру Могиле с деньгами, собранными братией на перестройку Киевского Софийского храма. За пять лет до этого по благословлению святителя Петра и при поддержке православного запорожского казачества киевляне выбили из Софии униатов, которые при содействии польских властей захватили многие киевские храмы и монастыри ещё в начале века. «10 лет длилось восстановление Святой Софии, которая была совершенно опустошена, – сообщает Голосеевская хроника. – Без кровли, с обсыпавшимися стенами — так выглядела она внешне, а внутри имела еще более убогий вид. При святителе Петре ее полностью восстановили, обновили и украсили иконами».

Сегодня отогревшаяся на груди незалежной власти уния вновь претендует на Софию. Но, как видим, Софийский собор не только строился православным святым князем за полтысячелетия до Брестской унии, но и восстанавливался коштом православной Церкви. Тем циничнее выглядят попытки нынешних президентов антиправославной Украины использовать Святую Софию как государственный объект в разного рода кощунственных целях (о чём в следующей нашей публикации – посвящённой уже Макарию Киевскому).

Возвращаясь же к Макарию Каневскому – в нём Пётр Могила сразу узрел преданного сына Церкви. На следующий год святитель назначил пинского иеромонаха настоятелем каменецкого Воскресенского монастыря под Гродно. Но в 1642 году обитель захватили униаты, и Макария призвала обратно братия Купятичской обители. Но теперь уже игуменом. Через 18 лет, в 1660 году, он, уже в сане архимандрита вернулся игуменом и в родной овручский Успенский монастырь.

«Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси, – читаем в житии святого Макария. – Католическая Польша старалась навязать православному народу унию и латинство. Более девяти лет продолжалась непрерывная борьба с латинополяками в Овруче. Униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель преподобного, грабили церковное имущество, наносили побои и оскорбления братии. Но угодник Божий Макарий не падал духом и ободрял братию надеждой на небесное заступничество. “Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида, – говорил он, – Господь просвещение мое и Спаситель мой! Кого убоюся?” (Пс.26,13). И сердца иноков укреплялись твердой верой и надеждой на Всесильного Бога».

Полякам же, сулившим Макарию всяческие блага за переход в унию, он отвечал: «Какое общение возможно для нас с вами? Вы оставили правила Вселенских Соборов, приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви Иисусом Христом, преклонились перед земным властителем – Римским папой».

«Ни отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои, ничто не могло заставить братию покинуть монастырь, – сообщает ещё одно житие преподобного. – Только в 1671 году, после опустошения Овруча татарами (по другим сведениям – «поляками подстрекаемыми иезуитами», – Д.С.), святой архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру».

Однако Киев, к тому времени очищенный войском русского царя от поляков, уже не столь нуждался в столь ревностном защитнике веры от унии. Митрополит Киевский Иосиф назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Здесь появляются первые свидетельства о чудесах, творимых праведником (в том числе, о его даре прозрения).

Множество больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовные советы и исцеление.

Предсказал преподобный и разорение Канева, и собственную мученическую смерть при этом. Случилось это за два года до того, как 4 сентября 1678 года турки и татары напали на город. С крестом в руках игумен Макарий бесстрашно встретил их на паперти храма. Не станем описывать пытки, которым подвергли его захватчики. Отметим лишь, что в этом месте мы как будто переносимся во времена превохристианских римских мучеников. Святой, молясь Христу, переносил все мучения. 7 сентября 1678 года ему мучители отсекли голову, а тело бросили на площади. Прихожане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Узнав об этом, захватчики подожгли храм. Все пребывавшие в нем, погибли. Когда же татары с крымцами покинули город, уйдя своим разорительным походом дальше, уцелевшие жители нашли на руинах и пепелище тело преподобномученика нетленным – в одной власянице (грубой волосяной одежде монаха-аскета) с крестом в руках лежал. 8 сентября 1678 года каневцы погребли его под каменным жертвенником.

В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. Тогда, в связи с продолжающейся опасностью нападений на обитель, святые мощи было решено переправить на левый берег Днепра, который Россия уже отвоевала у Речи Посполитой. С ними отправили и любимую книгу преподобного – «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла». 13 мая (по русскому стилю) 1688 года гроб святого перенесли в Переславль Русский (ныне Переяслав Киевской области). В 1942 году мощи прпмч. Макария были перенесены в Черкассы. С 1965 года они находятся в черкасском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Паломники сюда – в Среднее Поднепровье – теперь прибывают к преподобномученику не только с Волыни и Белоруссии (он внесен в сонм, как Волынских, так и Белорусских святых), но со всей России. Ведь как говорится в кондаке Русской церкви преподобномученику Макарию, архимандриту Каневскому, молиться он не прекращает за всех нас.

Фонд стратегической культуры

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded