t_34_111 (t_34_111) wrote,
t_34_111
t_34_111

Аромат коричневых нарциссов

В силу своих профессиональных интересов, на предвыборном съезде «Свободы» побывал известный в научных кругах психолог, специализирующийся в политической психологии кандидат наук Александр Бондарчук. О коллективном психотипе украинского социал-националиста мы пообщались с ним по свежим впечатлениям.

– Съезд начался, как положено, с организационных вопросов, – рассказывает мой собеседник. – И сразу пошли вещи, которые меня как стороннего наблюдателя, насторожили, а то и просто огорчили. Все решения голосовались строго единогласно, как в лучшие брежневские времена. Ни по одному вопросу не было ни одного голоса «против», или хотя бы воздержавшегося. Каждое принятое решение сопровождалось выкрикиванием «Слава Украине!» и ответным коллективным криком «Героям слава!» (нет, я бы даже его сравнил с ревом или истошным, на пределе сил, воплем, при этом многие на фашистский манер самозабвенно вскидывали ладони с растопыренными в виде трезубца пальцами). Наблюдать это было даже мне страшновато.

– Простите, здесь более интересны не ваши чувства, а профессиональные выводы.

– Это первые показатели всеобщего нерассуждающего единомыслия в партии и полного слияния личности с коллективом. Нехороший признак, должен сообщить. Обычно, это симптом тоталитарной организации, построенной по принципу подавления индивидуальности. Такими были гитлеровская НСДАП, полпотовские «красные кхмеры», маоистские хунвейбины.

– Они и ведут себя как хунвейбины, круша памятники, связанные с совершенно разными, но не укладывающимися в их парадигму историческими явлениями, срывая книжные презентации и кинопремьеры, открыто избивая идеологических оппонентов (причем, как штурмовики в Германии 30-х, набрасываются толпой на одного).


– Первым выступил лидер партии Тягнибок – с отчетом о проделанной работе. Затем были перечислены задачи государственного строительства. Одна из первых – решение языкового вопроса. В очередной раз утверждалось, что в Украине не может быть двух государственных языков, что именно «мова», а не народ, экономика, наука и культура являются главным фундаментом государства.

Как видим, даже отпадение Крыма, во многом спровоцированное самим Тягнибоком, поставившим в первый же день после победы майдана вопрос об отмене Закона о языках, ничему не научило Олега Ярославовича. В этом, в неспособности учиться на своих ошибках, и в полном нежелании считаться с реальностью состоит одна из особенностей тех, кто себя именует «национально свидомыми».

– Не отсюда ли потуги казаться «могучими и ужасными»?

– С психологической точки зрения подобные болезненные амбиции – это проявления, присущие сознанию «нарциссов»[1].

«Патриотизм» сообществ, считающих свою нацию «исключительной», подпитывается банальным самолюбованием, подчеркивающим выдающееся значение всего украинского только лишь потому, что оно украинское. Отсюда обожествление архаичных «вышиванок», «казацких традиций» и т.п., в ущерб приобщению к более высоким культурным достижениям.

– Подобного рода «национальная исключительность» наверное характеризует, скорее шовинистов, а не патриотов.

– Потому я прошу брать «патриотизм» в данном контексте в кавычки.

Украинские «патриоты» – люди с нарциссической структурой характера. Их стиль мышления отличается тем, что не видит объективную реальность такой, какова она есть на самом деле, а видит в ней лишь те стороны, которые хотелось бы видеть.

Нарцисс воспринимает мир не таким, каков мир есть сам по себе, а лишь нарциссическую проекцию своих ожиданий на действительность.

– Но это же характеристика не только «Свободы», но всего спектра «национал-демократических» сил Украины.

– Именно таким образом у всех «національно свідомих» украинцев образовалась нарциссическая проекция на Евросоюз, выражающаяся в завышенных ожиданиях от ассоциации ЕС, а именно – приобщения к европейским стандартам и высокому уровню жизни. Для многих украинцев эти ожидания, растиражированные в СМИ, стали чем-то наподобие сказки о поле чудес в Стране дураков. Они приняли это «поле чудес» за реальность, отчего с ожесточением выступили против правительства, приостановившего ассоциацию.

Именно на почве национального нарциссизма взошли ядовитые всходы украинского фашизма, замешенные на идеях национального превосходства и русофобии. Ведь нацистская идеология во всех её разновидностях является апофеозом группового нарциссизма.

Каким «Свободе» видится новый парламент и «обновлённое» таким образом государство, видно из выступления Ирины Фарион ещё на весеннем съезде, посвящённом выдвижению Тягнибока в президенты: «Когда в парламенте рядом с тобой подонки, выродки, собаки, сволочи, холуи, недоделанные существа, предатели, дегенераты, преступники, дураки (это дословная запись, а многие эпитеты я не успел записать), а ты не можешь дать им в морду, это невозможно вытерпеть!»; «нам необходимо нациоцентрическое государство»; «язык – это первый и последний бастион защиты национального государства».


Вопрос «мовы» является настоящим пунктиком свободовских идеологов, от которого они никогда не откажутся, даже если «мова» сможет восторжествовать лишь на развалинах полиэтнической по своей природе Украины. Их упрямство в языковом вопросе несгибаемо даже под угрозами потери для Украины целых областей. Стоит ли удивляться при этом нежеланию представителей русскоязычных регионов жить с такими людьми в унитарном государстве?

Мы действительно имеем дело с людьми, обладающими фашизоидным сознанием, использующими фашистские приемы в своей политической практике и, абсолютно по-фашистски, проповедующими культ силы и национальной исключительности.

– Полгода назад лидер запрещённой ныне КПУ Симоненко доказал в суде право характеризовать «Свободу» неонацистами. Еще раньше обозреватель «2000» Сергей Лозунько убедительно показал, что «Свобода» – фашисты с точки зрения своих идеологических корней. Можете тезисно подтвердить свои выводы о «Свободе» с точки зрения политической психологии.

– Если опираться на известного исследователя фашизоидной психологии немецкого психолога Эриха Фромма, ряд признаков такого сознания у свободовцев налицо. Это авторитарный характер, связанный с культом силы и неуважением к личному достоинству и мнению оппонентов (у «Свободы он проявляется в полной неспособности слышать других и считаться с их интересами). Это и неразборчивость в средствах политической борьбы, и, как мы уже подчеркивали, национальный и групповой нарциссизм.

Тенденция к отказу от своей личной автономии и стремление слиться в одно неразрывное целое с группой единомышленников, а также выраженный вождизм партии тоже могут быть отнесены к числу настораживающих социально-психологических особенностей правых ультрарадикалов, которые роднят их с классическими фашистами.


[1] Нарциссизм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюбленности.

Tags: "Свобода", свидомия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments