t_34_111 (t_34_111) wrote,
t_34_111
t_34_111

Categories:

Александр Баширов: «Скажем наше «Нет!»

Баширов




В связи с фронтовым фото Баширова вспоминаю позапрошлогоднее интервью с ним для "2000". Рад что не ошибся в человеке.

Кто не знает, Александр кроме всего прочего - основатель фестиваля андерграундового кино «ДебоширФильм — Чистые Грезы», который он проводит в Центре современного искусства Сергея Курехина (Санкт-Петербург). Как правило, демонстрируемым там фильмам путь к широкому зрителю заказан. Тем не менее один таки прорвался. «Железную пяту олигархии», где Баширов режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Ленту не просто беспрерывно скачивают в интернете, но даже для краткости снабдили аббревиатурой, понятной любому киноману, — ЖПО (чего редко какой фильм удостаивается).

- Насколько вы ассоциируете себя с героем этой ставшей культовой картины — своего рода «Ассой» 90-х?

— Нет, конечно, это не Баширов, это просто одна из ниточек того огромного ковра, который называется русский народ.

— Спрошу по-другому. Допустим, Смоктуновский, как мне кажется, во всех фильмах был Смоктуновским. Великий актер мог любую роль сыграть, но во всех его персонажах видели прежде всего Смоктуновского. То же можно сказать о народном любимце Евгении Леонове. Так и Баширов в его 110 ролях. Но в ЖПО Баширов как сценарист, режиссер и актер единоличный создатель персонажа — левака, бесстрашного борца за права трудящихся, попираемые олигархами беспредельных 90-х. Кстати, внешне абсурдные диалоги, которые он заводит, скажем, по крутости поворотов потока сознания сравнимы разве что с таковыми в «Кофе и сигаретах» Джармуша...

— Вообще-то «Кофе и сигареты» были на 4 года позже.

Что же касается моей актерской работы, я всегда стараюсь работать в контексте режиссерской мысли. Тем более, если это Кира Муратова, Алексей Герман, Сергей Соловьев и целый ряд самобытных и разнообразных художников, имеющих свои законы. Я стараюсь соответствовать им, лишь привнеся свои боль и созидание тем персонажам, которых я воплощаю физически, а не как-то абстрактно.

В любом случае везде, где я играю, стараюсь как можно глубже и всесторонне познать персонаж. Мой принцип — не нести свой геморрой в Гамлета. Мне кажется, это ошибочная теория, которая актеру, да и режиссеру дает право не познавать реальность персонажа, а подталкивать к каким-то своим — может, великим, а может, убогим — представлениям о нем. В этом нет мужества познания неизвестного.

—Но Николай Петрович из ЖПО — стопроцентно ваше детище. Это хоть вы?

— Нет, конечно! Это выдуманный тип.

— Он со своими идеями вам хотя бы симпатичен?

— Конечно, симпатичен, потому он готов к акту самопожертвования ради торжества своих иллюзий о справедливости. Но иллюзии эти вечные, и они действительно гуманизируют человека.

Вы сказали, что ЖПО это «Асса» 90-х годов. Если так, значит, само время выбрало своих героев. Вернее, их оболочку. В принципе герои всегда одинаковые — они жертвуют жизнью ради хороших целей. Тот, кто жертвует жизнью для низменных целей, — не герой.

Если же говорить о монологах и диалогах героя ЖПО, то это как бы семантическая контратака. Ведь значения любых поступков и слов уже давно нивелированы, затерты. Слова спекулятивно используются совершенно в других целях — эксплуатируются или в рекламе, или в политической демагогии. Поэтому люди перестали доверять словам, и в этой манипулятивной атмосфере они нуждаются в каких-то других семантических реалиях, новых знаках. Политическое пространство деструктировано, поэтому очень сложно быть героем, оставаясь клишированным.

Доверие к представителям искусства или политикам теряется, потому что их истинные намерения зашифрованы. Хорошо, что человечество хоть как-то еще держится за религиозные догмы — даже несмотря на то, что Фрейд, Ницше, Маркс и т. п. сняли всякую персональную ответственность с человека (за все теперь отвечает эдипов комплекс, экономический детерминизм, национализм). Так же и «права человека», и «демократия», и т. д. — все это слова, которые не работают. Они не приносят людям истинного счастья, они не дают ответ на вопрос о смысле жизни. В результате мы имеем проблему продирания человека сквозь ложь к Замыслу о существовании человека. Бог приходил на землю в облике Христа, чтобы все сформулировать, и лично донес. Просто это надо слышать, читать, видеть и хотя бы стараться этому соответствовать. Но для того чтобы понять это, нужно прозрение, а чтобы было прозрение, нужна хотя бы какая-то духовная работа. У большинства людей, увы, иные ориентиры, мотивы, цели и другая жизнь.

— Среди факторов личной безответственности вы только что упомянули национализм. Хочу предупредить, что вы и сами в некоторой степени можете здесь стать его жертвой. На Украине уже ограничен показ фильмов «Мы из будущего» и «Матч», в невыгодном свете представляющих украинских националистов. Ваш персонаж — юродивый Васька Босой из только что вышедшего на российские телеэкраны сериала «Раскол» — отговаривает государя Алексея Михайловича внимать просьбам Богдана Хмельницкого о принятии в подданство Войска Запорожского, указывая на склонность украинских гетманов к изменам...

— Ну, эти слова следует воспринимать в историческом контексте. И действия гетманов также следует оценивать в этом контексте. На окраинах Польши и России было тяжелое положение — не было государственности. Среди врагов — могущественные Турция и Польша, а тут еще крымские татары. И государственная идентификация, национальная идентификация была трудновыполнимой задачей, поэтому выглядела временами для разных субъектов этой истории как предательство.

Другое дело, что национальная идентификация сегодня становится, так сказать, эксплуатируемым брендом, поскольку национальных государств как таковых не остается. Конечно, этнические особенности, разница ментальности имеют значение, и таким тонким художникам, как Кустурица, удается продолжать этнопознание.

То, что действительно уникально и самобытно — как часть долгого развития, — конечно же, нужно сохранять и оберегать. Очень важно, чтобы люди были разными, и каждый был красив по-своему. Надо противиться тому, к чему нас ведут — к той унификации, при которой все будут равны в своем потреблении потребляемого, все будут жить, как в рекламном ролике.

Но националистические клише и демагогия также разрушают доверие к различности и ведут к деградации. Возьмите Олега Скрипку. Я был неприятно удивлен, когда увидел его на майдане в 2004 году произносящим какие-то безумные лозунги. И что же — недавно наткнулся на его клип, где в героическом образе предстают какие-то петлюровцы!

— Да вы в каком мире живете? В трех кварталах от галереи, где мы сейчас с вами беседуем, — улица Петлюры.

— Это прикол, что ли? Да ну вас!

— Ну хорошо, а что вы как свой человек в среде питерских рокеров** скажете о Юрии Шевчуке, который тоже сейчас мечет лозунги в защиту Pussy Riot?

— Как?!! Ну все — конец еще одному художнику. Любая провокация она ведь не созидательна.








_________________________________
**Так, песня «Группа крови» группы «Кино» списана с Баширова, приехавшего сразу после увольнения из армии в Ленинград в своей танкистской куртке с нашивкой на рукаве. Ее смысл он и разъяснил Виктору Цою.







— Что такое художник?

— Я бы сказал, это медиатор между Богом и народом, который вибрирует на острие боли общества.

P.S. Спасибо за организацию интервью нашему общему с Александром другу Виктору Журавлёву - основателю киевской художественной галереи Art Insight, где мы и беседовали.

Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments