t_34_111 (t_34_111) wrote,
t_34_111
t_34_111

Category:

"В России житием просиявше от гор Киевских"

ПРПП. АНТОНИЯ (1073) И ФЕОДОСИЯ (1074) ПЕЧЕРСКИХ.


Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний (в крещении Антипа) родился в начале XI ст. в Любече под Черниговом. С юных лет почувствовал он влечение к духовной жизни и решился идти на Афон (как писал митр. Антоний Сурожский – на «далекий тогда полуостров Южной Македонии, отделенный от Руси лесами, стремнинами, высокими горами, холодом, голодом, бесчисленными опасностями и трудностями одинокого пути, о которых мы в наш век и понятия не имеем». Там Антипа принял монашество с именем Антоний. Но, увидев в нем будущего подвижника, игумен повелел: "Пора тебе и других вести ко святой жизни. Возвращайся в свою землю, где от тебя научатся многие".

Вернувшись, Антоний поселился в лесной пещере на крутом берегу Днепра под Киевом. Местный ландшафт напоминал ему любимый Афон. Вскоре слава о подвижнике разнеслась по всей Руси (по крайней мере, в узком смысле - в тогдашних границах Киевского, Черниговского и переяславского княжеств). К Антонию потянулись за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят священник Никон. Именно он, постригал в монахи всех остальных. И, прежде всего – преподобного Феодосия.

Феодосий родился в Василькове. В детстве он упросил родителей отдать его для обучения чтению священных книг. Чему, при выдающихся способностях и редком усердии, быстро выучился. За стремление уйти от мира юноша строгие наказания от матери, не разделявшей его выбор. Тогда он решился уйти к Антонию.

Феодосий трудился в антониевой обители более других: носил воду, рубил дрова, молол рожь и носил муку. Через 4 года мать отыскала его и со слезами просила вернуться, но святой сам убедил ее остаться и принять иночество в монастыре свт. Николая на Аскольдовой могиле (властями Украины отдан сегодня на поругание униатам).

Тем временем вокруг Антония собралось уже 12 человек братии. Общими усилиями была выкопана большая пещера. В ней была устроена как церковь, так и келии. Антоний, поставив игуменом блаженного Варлаама, удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри.

В 1057 г. князь Изяслав
направил Варлаама в Димитриевский монастырь. Тогда по благословению Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий Феодосий.

«Из сведений, дошедших до нас о святом Антонии, встает перед нами образ сурового подвижника, -- заключал митрополит Сурожский. -- И трудно себе представить большее несходство, чем то, которое мы видим в святых Антонии и Феодосии: святой Феодосии – образ евангельской “легкости”, отзывчивого милосердия, ласковой общительности. В этом-то и сказывается гениальность духовной одаренности святого Антония – что он сумел увидеть ученика, каким тот был, в его самобытности, со всеми его способностями и возможностями, в его бесподобности, – и употребил весь свой духовный опыт для того, чтобы ему помочь стать самим собой, а не
подобием учителя. В этом отношении святой Антоний проявил свойства, позже так ярко выразившиеся в старчестве: дар воспитать человека не по трафарету, а согласно его собственным дарованиям.

Святой Антоний стал образцом одиночного подвига зрелого духовного борца. Святой Феодосий – основоположником общежительного русского монашества и образом, столетиями вдохновлявшим подвижников».


Tags: Киев, Киево-Печерская лавра, православный календарь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments