t_34_111 (t_34_111) wrote,
t_34_111
t_34_111

Category:

С Новым годом, православные!

14 сентября (1 сентября по русскому стилю) – Начало индикта или ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ (то есть, Новый год).

Индиктами назывались 15-летние периоды в экономике Римской империи – нечто сродни пятилеткам в СССР. Начинались они 1 сентября. А Иудея была одной из провинций Римской империи.

Поэтому именно 1 сентября произнес Христос проповедь «о благоприятном лете (т.е. годе) Господнем». Тогда Новый год (новолетие) пришелся на субботу – день, когда иудеи собираются в синагоге. Иисус вошел в нее во время чтения пророков и стал посреди учителей.Ему подали книгу пророка Исаии. Спаситель раскрыл ее на месте, где было написано: «дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1–2). Прочитав пророчество, Иисус объявил, что оно исполнилось на Нем (Лк. 4:16–22).

Разумеется, и церковь, едва выйдя из подполья, закрепила за 1-м сентября начало годичного круга церковных служб. Установлено это было на I Вселенском Соборе (325 г.). Кроме того, участники собора хорошо помнили, что именно 1 сентября 312 года солдатский император Константин Великий сверг враждебного христианам цезаря Максентия. Эта блестящая военная победа была одержана при более чем действенной помощи легионеров-христиан и главное, после знамений Константину от Самого Спасителя. Уже на следующий год в империи было официально разрешено христианство. Поэтому праздник новолетия был установлен и как праздник начала свободы православной веры.

С тех пор Евангелие на службе 1 сентября читал сам патриарх. В поздневизантийское время патриарх читал Евангелие еще на утренней службе Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и в первый день Пасхи.

В 1492 г. византийское летоисчисление принял и Московский Собор. Этим подчеркивалось, что Русь отныне является преемницей Византии (Второго Рима), что имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима. Византия пала, и единственным суверенным православным царством оставалась Россия.

До того на Руси отсчетом лет было принято Сотворение мира. Поэтому календарный год начинался с 1 марта – дня создания Адама и, таким образом, завершения творения. С этой даты вели начало года все летописцы, включая протопопа Нестора.

Смена начала года была встречена на Руси с пониманием. Митрополит Димитрий Ростовский (в некотором смысле – последний из киевских летописцев) писал: «Основания для этого можно находить и в самой природе. С окончанием лета обыкновенно оканчиваются жатва и труды целого года (Исх. 23,16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие».

Впрочем, византийское летоисчисление в виде государственного действовало в России недолго. В 1700 г. Петр I, оставив его церкви, ввел принятое на Западе начало года с 1 января (после зимнего солнцестояния) и летосчисление от Рождества Христова. Правда, греческий Юлианский календарь, был при этом сохранен.
Tags: православный календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments