Желчь Посполитая не унимается, исходя на собственную субстанцию по поводу одного более чем спорного эпизода наших взаимоотношений (то ли 1940-го, то ли 1941 года, в любом случае и к России имеющего косвенное отношение). Но почему же мы не вспоминаем, как они нас планомерно уничтожали на протяжении трех десятилетий? И это если говорить только о XX веке!
Сколько ещё будем оправдываться? Пора уж и самим претензии выдвигать. И не только в целях контропропаганды...
На днях мы отметили память всех Карпаторусских святых, чей сонм пополнился мучениками в основном во время 1-й Мировой войны. Среди них и русины-лемки, проживавшие на территории современной Польши. Только в первые месяцы после падения Габсбургов и только в Перемышльском повете к вере предков вернулось из унии 25 тыс. русинов-лемков. Но обретение Польшей независимости не изменило правовое положениие населявших её православных русинов, малороссов, белорусов и великороссов. Об этом свидетельствуют святые мученики Холмские и Подляшские, собор которых празднуется в первое воскресенье июня (по новому стилю).
Об этом говорят и честные польские исследователи. Так, по данным профессора Мирославы Папежыньски-Турек («Между традицией и реальностью: Государство и православие 1918-1939»), у пяти млн. православных Второй Речи Посполитой было отнято около 500 церквей и порядка 20 тысяч гектаров монастырских и прихрамовых земель вместе со всеми находящимися на них строениями.
Помогли ли автокефалистам их ляхи?
С 1919 по 1924 годы, когда восемь епархий Российской православной церкви на территории II Речи Посполитой ещё не были объявлены автокефальной «Польской православной церковью», власти закрыли 111 храмов, 50 разрушили и 150 переоборудовали в костелы.
Но и самочинная автокефалия, которую в 1924 году в нарушение канонов объявили Константинополь и ряд предавших русскую Церковь архиереев, не спасла «религиозную организацию, руководящий центр которой» уже не «находился в стране-агрессоре» (это, как вы догадались, отсыл к нынешнему украинскому законопроекту о принуждении канонической церкви к неканонической автокефалии).
Хотя, конечно, поскольку данная «религиозная организация» перестала быть иностранной, к откровенной агрессии поначалу не прибегали. Католические бискупы «всего лишь» выставили претензии в окружные суды Бреста, Вильно, Гродно, Луцка, Пинска, Новогрудка и Ровно относительно передачи им ещё 757 храмов и монастырей, включая кафедральные соборы в Кременце, Луцке, Пинске и даже Почаевскую Лавру.
Впрочем, параллельно проявляли инициативу и власти. Но преимущественно «на местах». Так, по распоряжению Люблинского воеводы Ежи Альбина де Трамекурта только на Холмщине (а это часть Волыни, в нач. XX в., пожалуй, «самого русского» края в катастрофически разлагающейся Российской Империи[1] было уничтожено 23 «лишних» храма. В
Судя по данным пресс-службы УПЦ (МП), даже в большевистской России в 1920-е годы у православных было отобрано меньше храмов в процентном отношении – 27 %, тогда, как в Речи Посполитой – 45%.
Латинизация против полонизации
Папу Римского Пия XI гораздо больше заботило окатоличивание русских, нежели их полонизация. Единомышленников он обрёл в лице ординарного епископа Виленской диоцезии Ежи Матулевича и епископа Подляшского Хенрика Пшезьдзецкого. Последний уже в
К 1927 году количество новообращённых составило 20 тыс. человек (из 5 млн. изначально православных, как мы помним). В унию удалось перевести лишь 14 приходов и 16 бывших праволавных священников. К 1929 году количество новоуниатских приходов возросло «аж» до двадцати шести, а численность паствы… сократилась до 16,5 тыс. человек (да и те при первой возможности посещали православные храмы, дабы исповедоваться у православных священников).
По некоторым данным, уже в первой половине 1930-х годов в Православие вернулось 60 тыс. человек. Скорее всего, речь идет о перешедших также из Брестской (
Святитель Серафим Соболев, в то время управляющий русскими приходами в Болгарии, член русского Зарубежного Синода писал тогда о 30 тыс. вернувшихся в православие в Польше. В римское католичество же по его сведениям перешло только полторы тысячи православных, «и то под влиянием насилия… причем, почти все они продолжают посещать православные храмы и каются на исповеди в грехе отступления». «Вместо же отнятых храмов, на последние гроши русских строятся новые храмы, куда приглашаются изгнанные священники уже на полное иждивение православного населения», – свидетельствовал владыка.
В виду такого поражения по всем фронтам, за дело решительно взялись военные.
По законам военного дела
11 декабря 1936 года в Люблине (столице воеводства, охватывавшего и Холмскую Русь) был образован Координационный комитет под руководством генерала Сморавиньского. В задачи органа входила полонизация Волыни в целом, посредством также ликвидации церквей на Побужье. «План операции был рассчитан на несколько десятков лет, – пишет издание Polska.ru. – Были выработаны инструкции для администрации, военных, учителей, духовенства, общественных организаций».
На Пасху 1937 года сам примас Польши кардинал Август Хлонд призывал католиков в борьбе с православием «идти следами фанатических безумцев апостольских». Генеральный синод католическаго епископата в Польше, провозгласил одной из главных своих задач «соединение «схизматической церкви с католической». Во имя такого «единения» только в течение первого после синода месяца в 1937 году было разрушено 114 православных церквей.
«Всенародную поддержку» решениям Координационного комитета и синода обеспечили повсеместные собрания «католической общественности», прошедшие весной 1938 года. На них было одобрено уничтожение ещё не разрушенных, но уже закрытых церквей.
«Официально пояснялось, что православные храмы разрушаются поскольку "напоминают о временах русификации, временах неволи"», – писал еженедельник Przeglad.
Так в 1938 году в уже «вольной» Польше были уничтожены ещё 127 храмов (только в Любленском воеводстве были снесены 91 церковь, 10 часовен и 26 молитвенных домов). В их числе памятники архитектуры и истории. К примеру, снесенный храм в Щебришине был построен в 1184 г., церковь в Белой Подляшской – в 1582-м, храм в Холме – в 1596-м...
Такое строили наши предки на самом западе Руси
Оставшиеся церкви опечатали.
Вот типичная «умилённая» заметка польской печати на сей счёт: «Пейзаж Холмщины, весьма своеобразный благодаря своим многочисленным церквушкам, часто замшелым и заброшенным, изменился. Исчезло несколько старых строений и прибавилось цветников». Но как следует из депутатского запроса тогдашнего парламентария Стефана Барана, который он подал летом 1939 года, в первую очередь сносились как раз не «заброшенные» церкви: «Разрушались до основания, только что отремонтированные, прихожане которых еще не расплатились с долгами за ремонт, нередко построенные еще до Брестской унии 1596 года, памятники XVI века, деревянные и каменные, большие и красивые. Часто даже деревня вокруг церкви выкорчевывалась, дабы и следа ее не осталось. В Люблинском воеводстве из более чем трехсот церквей (по данным архиеп. Серафима Соболева – 383, – Авт.) православным оставлено только пятьдесят четыре. Иные стали "цветниками" или костелами».
«Некоторые из них (костёлов) и по сей день благодаря своей архитектуре напоминают восточные храмы, – рассказывает епископ Люблинский и Холмский Авель. – Однако в большинстве случаев новые их хозяева позаботились о замене характерных архитектурных черт Православного Востока на латинские, не соответствующие конструкции. Апогей тех событий пришелся на лето 1938 года. Уничтожались, с потерей для истории польского народа, даже такие церкви, которые были построены еще до Брестской унии».
«Православных же конвоировали в католические костелы под марши военного оркестра, – читаем в еженедельнике Przeglad, – а слезы людей, повергшихся насилию, ксендзы объявляли “слезами радости о воссоединении”».
На торжествах по поводу «массового добровольного перехода населения Холмщины в католичество» обязательно присутствовали подразделения дислоцированной под Люблином 3-й пехотной дивизии. «Армия наряду с гражданской администрацией, полицией и польскими общественными организациями была активным участником воплощения в жизнь вышеописанной государственной политики, – цитирует киевский еженедельник «2000» книгу польского историка Г. Куприяновича «1938. Акция разрушения православных церквей на Холмщине и Южном Подляшье». – А если быть максимально точным, то следует отметить, что польская армия выступала самым активным звеном в этой цепи. План натиска на православную церковь выписывался и реализовывался в соответствии со всеми законами военного дела. Военные и руководили всей этой «работой». Когда население бросалось защищать свои святыни, применялось избиение. Не обращали внимания ни на пол, ни на возраст защитников православной веры. Многих приходилось госпитализировать. Доходило даже до смертельных исходов».
Всё это, разумеется, сопровождалось повальными арестами («изоляцией», как это называлось в вышеупомянутых инструкциях Координационного комитета) священников и защитников храмов. Впрочем, были и более гуманные методы». «Неожиданно ночью, под охраной пулеметов, появляется отряд полицейских, иногда с арестантами, и к утру церковь уничтожается до основания, – сообщал святитель Серафим. – При этом бывают случаи ужасного кощунства над Святыми Дарами и другими священными предметами нашего религиозного почитания».
План выполнен…
В 1938 году Русская Зарубежная церковь обратилась «ко всем главам автокефальных Церквей, к архиепископу Кентерберийскому, к Лиге наций и общественному мнению всех стран по поводу преследований православных в Польше, проводимых со страшною жестокостью». Как следствие, с протестами выступила общественность в православных странах, русская эмиграция в Западной Европе и Северной Америке. Предстоятель Болгарской православной церкви устроил демарш, вернув правительству Польши польские награды. Советский посол официально выразил возмущение нарушением Рижского мирного договора
Протестовал даже глава украинских униатов Шэптыцькый. У последнего, правда, был в этом свой интерес. В том же 1937 году под его председательством прошло собрание униатских служителей Львова, которое выдвинуло концепцию «наибольшего соответствия унии церковности украинского народа». То есть, униаты попросту боролись против полонизации русских за их украинизацию. Касательно же «радения о правах православных» Шэптыцкий ещё в 1931 году заявил: «Идет тяжелая борьба с православием; в связи с этим мы должны приготовить массы так, чтобы они смогли не только выдержать вражеское наступление, но и победить». Вторило ему и украинское издание «Новий час»: «Наши недобитки (в талергофах и терезинах, – Авт.) "русских" зашевелились, и именно на это надо обратить внимание и этим не пренебрегать, но с корнем выпалывать бурьян».
Наступление на Православие в Польше было приостановлено. «Однако не из-за этих протестов, – уточняет Przeglad, – А потому, что правительственный план по расправе с православием был выполнен. Римско-католическая церковь не возражала против репрессий, обрушенных на православных властями Польши».
Добавим к тому же, что с октября
… и перевыпонен
Гонения на православных возобновились лишь с освобождением Польши в 1944-1945 годах.
«Очень многие из православных покинули Польшу во время так называемой репатриации в 1945 году, – рассказывает епископ Авель. – Сегодня многие историки тенденциозно называют это добровольными выездами. А на самом деле это было насильное выселение… Из опасения за свою жизнь многие решали выезжать на Украину. Так в 1945 году выехало 65 процентов православных. Польские подпольщики жестоко расправлялись с этими людьми. Подобная судьба постигла село Вержховины. Там было убито двести православных. Каждый год в воскресенье, после 6 июня, мы служим панихиду. Там собираются наши прихожане из Холма, Влодавы, Люблина. Вержховины – это символ трагедии Холмщины».
С особой жестокостью расправлялись «подпольщики» со священниками и их семьями. Настоятеля прихода Слипче под Грубешовом на Холмщине о. Александра Хуторкевича убили 10 апреля
Собор святых мучеников Холмских и Подляшских включает и тех (в подавляющем большинстве своём мирян), «чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу». «Нужно много времени и труда, чтобы собрать материалы, свидетельствующие о том, что эти люди отдали свою жизнь за Церковь, – поясняет владыка Авель. – Свидетели тех событий еще живы, но они разбросаны по разным местам».
Надо ли нам их покаяние?
«Несмотря на то, что события 1938 года носили признаки преступлений против человечества, ни один представитель Польши не принес до сих пор извинений за беззаконное разрушение православных святынь межвоенный период и за репрессии против польских граждан православного вероисповедания», – признаёт Przeglad.
Примерный католик, президент Польши Лех Качиньский в предисловии к вышеупомянутой книге Куприяновича лишь вынужден был выразить «свое сожаление». А ведь вдуматься, в XX веке в стране, именующей себя христианской, шло массовое уничтожение христианских церквей, сопровождавшееся побиениями христиан!
Как заключает епископ Люблинский Авель, «к сожалениию, в демократической стране, каковой является Польша, никто из первых рядов властных политических структур не отважился сказать людям с Холмщины и Подляшья, которые ни в чем и ни перед кем не повинны: "Просим прощения"».
Может и к лучшему. Ибо знаем истинную цену требований к покаянию за Катынь (что 1940 года, что 2010-го). И осознаём, с кем будем имеем дело при неизбежных территориальных спорах, прося при этом поддержки у «мучеников земли Холмской и Подляшской, в стране НАШЕЙ Православие утвердивших»[2].
[1]На Волыни, во многом благодаря просветительской деятельности проповедника и начальника типографии Почаевской лавры архимандрита Виталия Максименко, проживало больше, чем где-либо, членов "Союза русского народа" (более 100 тысяч) и более миллиона сочувствующих СРН.
[2] Из молитвословия Собору мучеников Холмских и Подляшских