t_34_111 (t_34_111) wrote,
t_34_111
t_34_111

Categories:

О святом Филарете Киевском

3 января (н.ст.) – день памяти Филарета, митрополита Киевского и Галицкого.

Родился святитель – в миру Фёдор – 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. После учёбы в Севской духовной семинарии, он благодаря блестящим успехам, в 18 лет был оставлен в ней преподавателем. На следующий год Фёдор Амфитеатров подал прошение о пострижении в монашество, а ещё через год уже Филарет был рукоположен в иеромонахи.

Смирение и воздаяние

В 1802 году указом Синода отец Филарет, которому было всего 23 года, был назначен ректором Севской семинарии и возведен в сан игумена. В 25 лет он уже стал архимандритом и был переведен в Уфу, где ему пришлось в прямом и переносном смысле поднимать местную школу. Здесь, как и в Севске, он своей заботой об учениках – отдавая последнее на их пропитание – завоевал их подлинно сыновью любовь, глубокое расположение их родителей и всей церковной общины.

Это не давало покоя высшему начальству, не пользовавшемуся таким авторитетом. Защитником ректора семинарии, когда тот был в очередной раз оклеветан, выступил известный композитор П.И. Турчанинов (киевлянин, в те времена служивший регентом церковного хора в Севске). Петр Иванович послал письмо митрополиту Амвросию Келембету, который прежде занимал Уфимскую кафедру и успел высоко оценить духовные и душевные качества архимандрита Филарета. Турчанинов писал ему:

«Когда я прочитал это письмо (очередной донос на о.Филарета, – Авт.) то ужаснулся и невольно заплакал. Ибо, зная коротко отца Филарета, беспорочность его жизни и доброту его характера, я увидел в письме только клевету. Большие испытания отец Филарет претерпел и в Уфе… так что даже голодные семинаристы сами начинали плакать вместе с ректором, невинность которого узнали и которого горячо любили».

В 1810 году Архиепископ Сибирский Амвросий добился перевода игумена Филарета к себе в Тобольск.

Здесь следует отметить, что уроженец Полтавщины владыка Амвросий продолжил дело великих просветителей Сибири малоросса Иоанна Тобольского и галичанина Павла Конюскевича, также святого митрополита Тобольского и Сибирского.

Личность святителя стоит того, чтобы на ней подробнее остановиться. В 1763 году 13-летний Андрей Келембет бежал из дома в Киев, где добился зачисления в духовное училище при Киево-Могилянской академии. В 1777 году окончил Могилянку и был оставлен в ней преподавателем латинского языка (а затем был назначен префектом академии). В тот же год пополнил братию Киево-Печерской лавры с именем Амвросий. В 1799 году архимандрит Амвросий был высвячен в епископа Оренбургского и Уфимского. За шесть лет управления епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря. И очень простого, несмотря на завидную учёность. Среди сибирского духовенства даже распространилось изречение – «второй Келембет» – когда кого-то хотели представить простаком.

«С великой любовью и состраданием» принял владыка Амвросий в свою епархию архимандрита Филарета «в трудное для последнего время» и «был для него истинным благодетелем». В донесениях в Синод преосвященный называл его «не человеком, а ангелом во плоти». Примечательно, что и в Киеве спустя три десятилетия Филарета Амфитеатрова называли так же. Помните у Лескова во «Владычном суде»: «Несчастное дело бедного интролигатора осложнилось такими роковыми случайностями, что спасти его сына могло уже разве только одно чудо. И что же? Чудо для него совершилось, и притом совершилось свободно, просто и легко, наперекор всем видимым невозможностям, благодаря лишь одному тому кроткому «земному ангелу», за какового многие в Киеве почитали митрополита Филарета».

Три года служения архимандрита в Тобольске удостоверили, что прежние донесения о нём были низкой клеветой. 2 декабря 1813 года он был назначен настоятелем столичного Иосифо-Волоколамского монастыря, а 15 февраля 1814 года – инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Ректором академии тогда был будущий святитель Московский, а тогда также архимандрит Филарет Дроздов.

За заслуги в развитии духовного образования, по предложению о. Филарета Дроздова о. Филарет Амфитеатров был удостоен степени доктора богословия, минуя ступень магистра. Архимандрит Филарет Дроздов также рекомендовал своего инспектора на Московскую духовную академию. Она нуждалась тогда в подлинном подвижнике: академия только начинала создаваться на базе семинарии. При этом менялись программы, и приходилось принимать много кадровых решений. Первый год отец Филарет руководил МДА в должности инспектора (ректора в это время не было), а через год он стал ректором и любимым студентами преподавателем догматического богословия. По его конспектам позже читала лекции не одна генерация преподавателей.

1 июня 1819 года Филарет Амфитеатров был рукоположен во епископа Калужского и Боровского. Но ещё в 1818 году Филарет Дроздов, ставший уже епископом Ревельским, подарил товарищу свою панагию.

Именно при новом калужском владыке начался подъем Оптиной пустыни. Здесь он часто и подолгу жил, основав знаменитый Иоанно-Предтеченский скит. Разумеется, большое внимание епископ уделял Калужской духовной семинарии. К этому времени относится написание святителем сразу ставших популярными «Бесед-толкований Евангелия от Матфея», которые оказали заметное влияние на развитие русской богословской мысли. О калужской поре владыки можно судить по архивным записям. В одной из них было отмечено, что еп. Филарет «по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенный для Калужской епархии святитель».

В 1825 году преосвященный был переведен на Рязанскую кафедру, на которой пробыл три года, два из которых – в уже сане архиепископа.

В феврале 1828 года владыка был срочно вызван императором. Дело в том, что Николай I придавал огромное значение миссионерской деятельности среди мусульманских и языческих народов Поволжья. И как только он получил известие о смерти архиепископа Казанского Ионы, сразу же назначил на вдовствующую кафедру зарекомендовавшего себя подлинным просветителем архиепископа Филарета.

В течение 1828-1829 гг., знакомясь с весьма обширной епархией (она включала две губернии с большими городами Казань, Симбирск и Самару), её новый управляющий старался много посещать «инородческие» деревни. В некоторых из них деревнях святитель заходил в каждый дом, вникал в быт и особенности национального характера чувашей, горных и луговых марийцев, мордвы, татар-кряшен, удмуртов. В итоге он разработал целую миссионерскую концепцию, которая, в частности, предусматривала перевод на местные языки и бесплатное распространение Катехизиса и Житий святых. На богослужениях в инородческих приходах архиепископ Филарет предлагал читать Евангелие и Апостол, а также Символ веры и «Отче наш» на родных языках прихожан. Говоря о воспитании молодого поколения инородцев, владыка считал необходимым «поручить местным священникам с причтами учить детей на их языках, сначала в домах своих, а потом, когда возрастет число их, в школах при церквах».

Казанскую семинарию святитель видел центром подготовки духовенства для служения на инородческих приходах. В неё на два года должны были присылать учащихся из других семинарий. Программа предполагала подготовку и собственно национального духовенства, а также введение должностей миссионеров, свободных от других обязанностей. Для привлечения в инородческие приходы лучших семинаристов предлагалось платить им повышенное жалованье. На должности миссионеров он предлагал назначать священников с академическим образованием, тоже с высоким жалованьем.

К каждому пункту своих предложений владыка прилагал тщательно просчитанные сметы. При этом предлагаемые расходы были вполне посильны для бюджета Правительствующего Синода. Однако министр духовных дел и народного просвещения князь А.Н Голицын, довольно прохладно относившийся к Православию, остался равнодушным к данным предложениям. Но, ещё не дожидаясь ответа, архиеп. Филарет организовал перевод и издание Катехизиса на чувашский и марийские языки из средств епархии. Благодаря его проповедям среди инородцев были крещены более 250 мусульман и около двух с половиной тысяч язычников.

В то время как переводы священных текстов на языки инородцев святитель считал важнейшим фактором христианизации, он ещё в 1820 году выступил категорически против перевода Священного Писания на русский язык. Владыка полагал, что данный перевод будет неполноценным. Вместо того чтобы упрощать Благую весть до восприятия обществом, которое с петровских времён всё более обмирщалось, он предлагал поднимать уровень образования до понимания языка богообщения. В своих Семи тезисах против «русской Библии» владыка давал понять, что знает: идея перевода пришла из Англии  – «гнездилища всех ересей, сект и революций».

Однако идею русского перевода Библии поддержал митрополит Филарет Дроздов, чье мнение и было поддержано Синодом. Инициатором этого предприятия выступило экуменическое российское отделение Библейского общества (с головным офисом в Лондоне), учреждённое в Санкт-Петербурге вышеупомянутым князем Голицыным, Особенно тому обрадовались протестантские секты, уже начинавшие деятельность в России. И до сих пор все они пользуются синодальным переводом Библии.

Бегство в Небеса

Архиепископ Филарет был не из тех архиереев, кто радуется чрезмерной обширности епархии. Для повышения эффективности миссии он уже в первый год своего назначения на кафедру стал добиваться создания отдельной Симбирской епархии. Синод же предлагал вместо этого предлагал назначить викарного архиерея. Лишь через четыре года владыка Филарет добился своего. В 1832 году на Симбирскую кафедру был поставлен выходец из малороссийских дворян первый ректор реформированной Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословия, затем епископ Полтавский и Переяславский, архиепископ Минский и Литовский Анатолий Максимович. История Малороссии умалчивает, принадлежал ли архипастырь именно к тому роду Максимовичей, что дал России святителей Иоанна Тобольского, Иоанна Шанхайского и этнографа Михаила Максимовича. Но в истории «земли Симбирской» оставил архипастырь глубокий след. Впрочем, владыка Филарет предоставил ему подготовленную почву. Особенно, на ниве образования.

К началу его управления епархией в Казанской духовной семинарии не хватало помещений. Отдельным классам приходилось учиться в подвале и в столовой. Из-за тесноты в некоторых жилых комнатах, вместо кроватей там был сплошные нары, младшие учащиеся спали на койках по двое. Но уже на следующий год по прибытию архиепископа Филарета в Казань нагрузка на семинарию была снята. Открылись духовные училища в Свияжске, Чебоксарах и Чистополе. Затем – в Сызрани и Самаре. Общая сумма, выделения которой святитель Филарет добился от Синода на строительство и покупку зданий для духовных училищ, была весьма велика – 360 тысяч рублей. На собственные средства (2000 рублей) он построил ещё один кирпичный двухэтажный корпус Казанского духовного училища. Сам владыка при этом жил в Преображенском монастыре, оставив достройку архиерейского дома своему преемнику на кафедре.

Дар миссионера и просветителя проявил в полной мере владыка и будучи назначенным на главную кафедру Южной Руси, где настал час возвращения в Православие униатов. В митрополита Киевского и Галицкого возведен он был в 1837 году. Своей необыкновенной добротой, архипастырской мудростью, молитвенным подвижничеством обрёл он сразу же любовь и глубокое уважение киевлян всех сословий. Об это можно судить по произведениям Н.С. Лескова «Владычный суд» и «Мелочи архиерейской жизни».

В 1840 году митр. Филарет учредил Киево-Софийское духовное училище, отдав под него митрополичий дом.


В наше время Дом киевских митрополитов отхватили украинские президенты для торжественных приёмов на территории невозвращенного церкви Софийского монастыря

Сам владыка переселился в Печерскую лавру, продолжая на собственные средства содержать 40 учеников Софиевки. Выпускники училища показали себя лучшими среди студентов Киевской духовной семинарии. Ей архипастырь передал свою личную библиотеку и распорядился о передаче семинарии библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При митрополите Филарете в почти три раза увеличилось число учащихся в семинарии. Разумеется, он стал протектором Киевской духовной академии, и, как сообщается, это двадцатилетие для академии «было периодом особенного процветания ее в деле науки и духовно-нравственного развития». Ради обучения в КДА некоторые (в том числе иностранцы) даже бросали университеты в Европе.

Так в лице свт. Филарета Великороссия продолжала воздавать долг Могилянской академии – этой «рассаднице духовного просвещения среди русского народа», которая дала Церкви целый сонм великих архипастырей предыдущего века.

Будучи почетным членом Императорской Академии наук, а также Московского, Киевского и Казанского университетов митрополит участвовал в жизни Киевского университета (в котором тогда читал лекции его первый ректор, ещё один представитель рода Маскимовичей Михаил Александрович).

Поселившись в Лавре, святитель занялся устройством внутренней жизни обители по правилам прпп. Антония и Феодосия. Он запретил отвлекать братию на полевые работы, внимательно следил за её нравственным состоянием, с любовью наставляя добрыми и мудрыми поучениями. В Киеве заговорили о митрополите как о «доблестнейшем подвижнике, умевшем притом и воспитывать подвижников». Смирение же самого владыки было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечно милостыни нищим и помощи всем нуждавшимся. Администрация митрополии постоянно смущалась перед знатными людьми, за то, что им приходилось сидеть в очереди к правящему архиерею рядом с бедняками. За нищелюбие его прозвали в Киеве Филаретом милостивым. Но всей России он был уже более известен как Филарет Благочестивый.

В 1839 году он был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. В 1856 году Александр II пожаловал ему алмазные знаки того же ордена. И это несмотря на несколько «вызывающее» поведение архиерея. Обличая чуждую духу соборности правительственно-синодальную систему управления церковью, которую Петр I перенял с Запада, святители Филарет Киевский и Филарет Московский перестали ездить в Санкт-Петербург на заседания Правительствующего синода. И в виду высочайшего авторитета святителей обер-прокурор синода граф Н.А. Протасов терпел эту «дерзость».

Вместо поездок в столицы митрополит предпочитал в летние месяцы переселяться в лесную Голосеевскую пустынь, где вёл жизнь обыкновенного монаха. Когда ему там (как и ранее в оптинском скиту) пытались оказывать архиерейские почести, но он возражал: «Митрополит там — в другом месте, а здесь, в скиту, я просто инок».

В 1841 году в Голосеево владыка тайно принял схиму с именем Феодосий. Он и до этой степени аскетизма с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития: не делал сбережении, до последней копейки раздавая всё нуждающимся. Так, после хиротонии, он, получив назначение на Калугу, не мог выехать из-за недостатка средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. Кстати, именно в Калужской епархии его деяния стали сопровождаться тем, что можно уже рассматривали как чудеса.

А в Киеве, еще до пострига в схиму, владыка был в гостях в одном доме. Дочь хозяев была немой. Он не знал этого, и обратился к ней: «А как тебя зовут, доброе дитя?». Девочка твердым и ясным голосом ответила: «Маша!» и с тех пор начала говорить.

Интересно, что то же самое, и так же с девушкой Марией произошло с митрополитом Филаретом Дроздовым.

Сегодня оба святителя – Филарет Благочестивый Киевский и Филарет Мудрый Московский – в равной степени почитаются Церковью как русские святые.

Фонд стратегической культуры


Tags: Киев, православный календарь
Subscribe

Posts from This Journal “Киев” Tag

  • Камень-то чем виноват?!

    Тысячу лет пролежал себе спокойно на Татарке, никого не трогал, пока бабуины не принялись свою Соборну розбудовуваты...

  • Из рубрики "Нет покоя майданутым"

    Вот, шёл вчера домой, а тут балкон такой, оборудованный подсветкой. Персонаж воюет всё ещё. Киев обороняет. Электрические войска.…

  • "Украинский дом": Фасад и за фасадом

    Эуропэйська площа "європейської столиці". "Український дім". До того как этот «дом» (бывший музей Ленина) стал украинским, за…

  • Парк периода гидносты

    На днях впервые за несколько лет прошёлся по родному Соломенскому парку. В моём детстве это был подлинный останец дикой природы…

  • Возможно ли украинство без коррупционной составляющей?

    (из опыта тепличных условий при гитлеровской оккупации Киева) 'Щирые' к тому времени захватили все те пункты, которые можно было захватить…

  • Святитель Новороссии

    Ещё один "неудобный" "украинский святой" 7 июня (26 мая по русскому стилю) Церковь отмечает память святителя Иннокентия…

  • ПРИЙДИ ВЕСНО, ПРИЙДИ ЯСНА!

    Пришла весна, и стало ясно, что в моём доме живёт эуропэйська нація!

  • Святой киевский вратарь

    27 октября (14 ст.ст.). Прп. Николы Святоши (Святослава), кн. Черниговского, Печерского чудотворца (1143). Первым русским князем, который…

  • Из жизни пациентов

    Какими болями делятся в киевской клинике « пересічні» с «ватой» Весной ваш покорный слуга рассказал благодарным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments