t_34_111 (t_34_111) wrote,
t_34_111
t_34_111

Categories:

Туровский златоуст винницкому барыге о русском мире – ответ из XII века


  • 11 мая (28 апреля по русскому стилю) память святителя Кирилла, епископа Туровского второй половины XII века.

В другой раз можно было бы поговорить о богословском и литературном величии этой жемчужины русского средневековья. Но повестка дня, определяемая ныне борьбой за единства Православия на Руси, заставляет обратиться к сугубо архипастырскому слову святителя.
«Из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской Веры, – вещает сегодняшний правитель Киевской земли винницкий торгаш Порошенко, испрашивая автокефалию у Константинопольского патриарха. – Это уже потом мы поделились этим светом с тем Залесьем, где давние киевские князья опрометчиво основали Москву».
И вот, спустя тысячелетие, тот же Константинополь снова может помочь «Украине-Руси» (а именно её по убеждению Порошенко крестил князь Владимир). На сей раз – «исправить ошибку» киевского князя, и оторваться от этого самого «Залесья»: «Томос об автокефалии удалит рудимент опасной для Украины политической ереси, которая называется русским миром, и который придумали, кстати, именно иерархи РПЦ».

Ответим «рудементологу» с винницкого рынка медицинской (в его случае) справкой от главы пресс-службы УПЦ (МП) Василия Анисимова: «Русскому миру» без малого тысяча лет. По крайней мере, в XI веке в Киеве о нем говорят как о реальности, а не как о какой-то идее или концепции. Об этом свидетельствует памятник нашей древней словесности второй половины XI века, который называют «Слово на обновление Десятинной Церкви»… В соборе находились привезенные Владимиром из Херсонеса мощи святого Климента, папы Римского… За два с половиной столетия своего существования храм несколько раз подвергался частичным разрушениям и после капитальных ремонтов в нем возобновляли службы. На торжествах обновления и была произнесена клириком Десятинного храма упомянутая речь. В ней – похвала святому Клименту, киевскому князю (очевидно, Изяславу Ярославичу), и, конечно же, Киеву: «Так сотворил Христос Бог наш, чтобы это церковное солнце – угодник Его, а наш заступник святой священномученик Климент – из Рима пришел в Херсон, а из Херсона – в нашу Русскую страну для спасения нас, верных… Посему и мы славим, и хвалим, и кланяемся в Троице славимому Богу, благодаря верного раба Его, который умножил талант своего господина не только в Риме, но и в Херсоне, и во всем русском мире…».
Выдающийся историк Церкви, культуролог и филолог Е.Е. Голубинский пришёл к выводу, что «Слово на обновление Десятинной Церкви» – памятник XII века, и автор его – святитель Кирилл Туровский. Так что «ввели понятие русского мира» не «иерархи РПЦ» (которой ещё не существовало), а иерарх Константинопольской церкви, которая и утвердила на кафедре Туровского княжества преосвященного Кирилла. Да и не «ввел» он понятие русского мира, а, исходя из контекста «Слова…», использовал, как давно устоявшееся.

Впрочем, и здесь отчасти согласимся с «гарантом нації», были киевские, туровские и даже галицко-волынские иерархи русскими. И даже – о, зрада! – российскими. Потому как ещё в IX веке Константинопольский патриарх основал в «украинской столице» митрополию Россия. Ну не знал он, извините никаких «украинцев» и даже «Украин». «Русь» же для ромеев было названием одного из народов, населявших землю, которую они называли по-гречески Россией.

Но это не значит, что украин (окраин) у Земли Русской не было. В частности, украиной залесской (тем самым порошенковым «Залесьем») во времена Кирилла Туровского называли Волжско-Окское междуречье, где и располагалась та самая «опрометчиво основанная украинскими князьями Москва». Но и её, продолжим ликбез для барыги, совсем не киевские князья основывали. А Юрий Долгорукий сделал Москву – уже существующую – своей ставкой, будучи князем Ростово-Суздальским. А вот когда сын его – «первый клятый москаль» Андрей Боголюбский вознамерился вслед за перенесением столицы на север, образовать и отдельную от Киева митрополию, святитель Кирилл осудил епископа Владимиро-Суздальского, который, похоже, и подбивал на раздел русской церкви великого князя. Осудил как еретика, и по некоторым сведениям, инициировал отлучение от Церкви.
Лишь через 700 лет Константинопольский патриархат на своём соборе 1872 даст определение ереси, вскрытой и обличённой русским святителем, назвав её этнофилетизмом – учением, оправдывающем принесение местечковых племенных интересов в жертвы единству Церкви. А ведь именно того требуют ныне местечковые и временные правители окраины Руси от Константинопольского патриарха.

Кирилл Туровский направил ряд своих посланий лично Андрею Боголюбскому, который, покинув Малую Русь, заложил основы Великой России. Основы, выдержавшие драматическое и болезненное преображение древней Руси в единственное суверенное православное государство на Земле, будущую империю – охранительницу Православия в мире. И символично, что сам святитель в этой цепи преображений и территориальных связях между Русью Малой и Русью Великой, выступил звеном, представляющим Русь Белую. О чём и поётся в тропаре «златословесному учителю, просветившему концы русския».
«Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове, – читаем в житии святого. – Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего, старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». В тридцать лет он принял постриг, и через некоторое время ушёл в затвор. Здесь он создал свои первые богословские произведения».
Праведность, молитвенность и, как следствие, мудрость Кирилла принесли ему почитание как Туровского князя, так и простых горожан. По их общему настоянию монах был рукоположен в епископа города Туров. Согласно Ипатьевской летописи, это произошло в том же 1169 году, когда уже епископ Кирилл Туровский смог возвысить свой голос на киевском церковном соборе, осудив владыку Владимиро-Суздальского.
И в тот же год, в Киеве, на 200-летие преставления святой княгини Ольги святитель в Софийском соборе у раки равноапостольной княгини впервые прочитал посвящённые ей канон и стихиры. C тех пор за ним начинает закрепляться прозвание «Русский Златоуст».
Потому-то и предоставлена была ему честь произнести в Киеве слово на Обновление Десятинной церкви. Слово – ответ Порошенке на его «прощание с русским миром» (Хотя ведь уже было «остаточне прощавай» в связи с «соскоком» с «газовой иглы» и последующей паникой, когда Миллер прикрутил-таки вентиль. Было и «безвизовое» «прощай немытая Россия», после чего Киев, не говоря уже о райцентрах, сидит без горячей воды, а «безвизу» – не прошёл и год, как наступил закономерный конец…). Символично и то, что место, где стояла церковь, в которой было произнесено слово о русском мире, стала в Киеве главной точкой противостояния между автокефалистами и православными.

Самопровозглашённый «Киевский патриархат», на чьё признание Константинополем так рассчитывает Порошенко, уже переместил на Десятинный переулок свои офисы, чтобы обосноваться в этом сакральном для Православия на Руси месте. Но вот «беда»: на этом намоленном месте уже стоит небольшой монастырь канонической церкви – дабы не пресекалась более молитва православная здесь. Потому-то и ополчились бесы украинства на Церковь.

И, наконец, последний символ.
Славословие равноапостольной княгине Ольге было прочитано святителем Кириллом в Софийском соборе. Именно в нём четыре года назад состоялся экуменический молебен в честь вступления Порошенко в должность президента. Именно в митрополичьих палатах Софийского монастыря, так и не отданного государством законному владельцу – построившей его канонической церкви – устроен ныне президентский зал приёмов. Банкеты с танцульками проводятся у могил православных мучеников. При этом «малый софийский» храм древнего монастыря канонической Церкви отдан государством созданному лишь в 1992 году «Киевскому патриархату» – фактической основе той самой «Единой поместной православной украинской церкви» (ЕППУЦ). Но, главное, вот уже полтора десятилетия на Софийский собор претендует главный бенефициар возможной «автокефалии Украины» – униатская «Украинская греко-католическая церковь».

Не раз уже и униатские лидеры, и лидеры украинских «автокефалов» проговаривались, что автокефалия – лишь промежуточный этап к переходу под омофор папы римского. Взять хотя бы мэсседжи по поводу обращения Порошенко и рады к патр. Варфоломею. На встрече с послом США глава украинских униатов Шэвчук доложил, что «создание ЕППУЦ является только первым шагом для достижения единства Церквей Владимирова Крещения»: «Следующим шагом является экуменический диалог между УГКЦ и объединенным украинским православием в направлении восстановления первоначальной единства этой Церкви». Ну а «восстановление первоначального единства» возможно исключительно «вокруг престола наследника апостола Петра».
Но, может возникнуть вопрос, какое отношение униатские чада понтифика (а большинство депутатов-инициаторов письма к Варфоломею – «греко-католики») имеют к православному Софийскому собору? А такое, что, мол, во времена его строительства, Церковь была ещё неразделённой, а, следовательно, все католики (в т.ч. «греко-католики») – якобы, наследники «Владимирового крещения».
Однако, как мы уже отмечали, откол латинян от Православия в 1054 году был просто окончательно задокументирован. Существовал же он к тому времени – также не раз официально будучи заверенным – уж двести лет. Об этом прекрасно знал князь Владимир на момент выбора веры. Тот же выбор совершила равноапостольная Ольга: за 18 лет до Владимирового Крещения католическая миссия потерпела в Киеве провал (не всем послам папы удалось даже жизнь сохранить). Зерно православной веры посеяла княгиня во внуке Владимире. За это и читал ей славословие в соборе, построенном её святым правнуком Ярославом, владыка Кирилл Туровский. За выбор веры, которую во времена Ярослава и Кирилла закоренелые уже в своих ересях латиняне христианской не считали. Всего лишь через 30 лет после «Великого раскола» митрополит Киевский Иоанн II писал папе Григорию VII: «Враг истины и противник единодушия отчуждает братскую любовь вашу от целого христианского стада, внушая, что мы не христиане».

Чей выбор поддержим мы? Ольгу и Владимира, Ярослава и Кирилла или Порошенко с Денисенкой, Шэвчука с Парубием?
Tags: Русский мир, СЦУ, православный календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments